Mus canit, Ar numerat, Geo ponderat, Ast colit astra
Gra loquitur, Dia verba docit, Rhe verba ministral,
Из семичленного курса схоластической науки, слагавшегося из "троепутия" и "четырехпутия" (trivium et quadrivium) три дисциплины низшей школы принадлежали к словесным, четыре университетские (в том числе музыка) - к математическим наукам. Популярное средневековое двустишие определило содержание их таким образом:
[*] Цицерон и Квинтилиан - римские писатели, проза которых считалась особенно чистой, классики про преимуществу.
Люди в то время приобщались к образованию двумя путями. Первый из них был путь "школы" (schola)- старый средневековый путь, где царило богословие, где командовал догмат, где тяжело ворочали международным ученым языком, латынью особого сорта, который не узнали бы Цицерон и Квинтилиан [*], языком, которым свободно оперировали схоластические эрудиты любой страны. Все то, что от науки, завещанной человечеству античным миром, было спасено Византией и арабами, было достоянием этой "схоластической", школьной эрудиции: математика, космографии, астрономия, техника, естествознание, философия. Научные сочинения греков и арабов были с грехом пополам переведены на схоластическую латынь, искаженные иной раз до неузнаваемости, но осененные всем авторитетом церкви, защищенные твердыней непререкаемых богословских аргументов. Их пережевывали с натугой, неторопливо, сидевшие по монастырским кельям, огражденные от соприкосновения с живой жизнью церковные ученые, часто очень талантливые, иной раз гениальные, но всегда смотревшие на свою научную работу как на благочестивый подвиг, как на особый вид служения богу, а не как на дело общественно полезное, нужное и важное для жизни.
[*] Итальянцы обозначали века по сотням: Треченто (трехсотые годы) - XIV век, Кватроченто (четырехсотые) - XV век, Чиквеченто (пятисотые годы) - XVI век.
Чтобы справиться с этой задачей по-настоящему, нужны были два условия: во-первых, чтобы человек чувствовал себя как дома во всех областях искусства, т. е. был художником сам и, во-вторых, чтобы он имел хорошую научную подготовку, такую, какой не хватало не только Гиберти, но и Брунеллески. Каким же путем возможно было получить требуемую научную подготовку в условиях кватроченто? [*]
Леонардо да Винчи - Энциклопедия - Биография - Школьная наука и гуманизм
Комментариев нет:
Отправить комментарий