пятница, 1 февраля 2013 г.

что такое автобиография школьная

Mus canit, Ar numerat, Geo ponderat, Ast colit astra

Gra loquitur, Dia verba docit, Rhe verba ministral,

Из семичленного курса схоластической науки, слагавшегося из "троепутия" и "четырехпутия" (trivium et quadrivium) три дисциплины низшей школы принадлежали к словесным, четыре университетские (в том числе музыка) - к математическим наукам. Популярное средневековое двустишие определило содержание их таким образом:

[*] Цицерон и Квинтилиан - римские писатели, проза которых считалась особенно чистой, классики про преимуществу.

Люди в то время приобщались к образованию двумя путями. Первый из них был путь "школы" (schola)- старый средневековый путь, где царило богословие, где командовал догмат, где тяжело ворочали международным ученым языком, латынью особого сорта, который не узнали бы Цицерон и Квинтилиан [*], языком, которым свободно оперировали схоластические эрудиты любой страны. Все то, что от науки, завещанной человечеству античным миром, было спасено Византией и арабами, было достоянием этой "схоластической", школьной эрудиции: математика, космографии, астрономия, техника, естествознание, философия. Научные сочинения греков и арабов были с грехом пополам переведены на схоластическую латынь, искаженные иной раз до неузнаваемости, но осененные всем авторитетом церкви, защищенные твердыней непререкаемых богословских аргументов. Их пережевывали с натугой, неторопливо, сидевшие по монастырским кельям, огражденные от соприкосновения с живой жизнью церковные ученые, часто очень талантливые, иной раз гениальные, но всегда смотревшие на свою научную работу как на благочестивый подвиг, как на особый вид служения богу, а не как на дело общественно полезное, нужное и важное для жизни.

[*] Итальянцы обозначали века по сотням: Треченто (трехсотые годы) - XIV век, Кватроченто (четырехсотые) - XV век, Чиквеченто (пятисотые годы) - XVI век.

Чтобы справиться с этой задачей по-настоящему, нужны были два условия: во-первых, чтобы человек чувствовал себя как дома во всех областях искусства, т. е. был художником сам и, во-вторых, чтобы он имел хорошую научную подготовку, такую, какой не хватало не только Гиберти, но и Брунеллески. Каким же путем возможно было получить требуемую научную подготовку в условиях кватроченто? [*]

Леонардо да Винчи - Энциклопедия - Биография - Школьная наука и гуманизм

Комментариев нет:

Отправить комментарий